История создания глюкофона. Часть I. – АртДК
Всегда есть место для творчества

История создания глюкофона. Часть I.

Идея извлечения звука из металла не нова: древние тибетские и индийские поющие чаши, тарелки, азиатские ветряные колокольчики, гонг, церковные колокола и русские бубенцы, индонезийские бонанг. Инструменты из металла часто использовались в храмах при ритуальных обрядах, видимо еще с древних времен люди оценили певучее, медленно угасающее звучание, помогающий войти в определенное состояние, приглушить мысленный шум.

 

Новый виток в развитии металлических инструментов произошел в 30-х годах XX века.

На острове Тринидад (Карибский бассейн) изобрели целое семейство музыкальных инструментов Steel Pan (Steel Drum) (англ. «стальная кастрюля», «стальной барабан»).

Музыкально одаренное население гетто африканского происхождения использовало в качестве материала для извлечения звука все, что под руку попадется: металлолом, терки, кухонная утварь, металлические контейнеры, бочки – все шло в ход. Продолжая эксперименты в этой области, обнаружили, что выступающие части контейнеров звучат иначе вогнутых и плоских. Так был создан первый мелодический Steel Pan, который имел восемь нот (впадин) и мог вместить целую мелодию. Потом появилась характерная вогнутая поверхность SteelPana – это позволило вместить больше нот. Расположение нот было особенным: внутренняя емкость разделена на сектора с нотами в виде паутины («spider web pan»). Stel Pan стали изготовлять в основном из бочек, емкостью 55 галлонов (~200 литров), традиция, которая продолжается и по сей день. Жители республики Тринидад и Тобаго очень гордятся своим изобретением и играют на Stel Pan не только на улицах, но и в оркестрах.

 

Ханг (Hang – бернский диалект «рука») – необычный музыкальный инструмент, который впервые увидел свет в Берне, Швейцария, в 2000 году. Его создатели – Феликс Ронер и Сабина Шерер, основатели и владельцы производства PANArt  Hangbau AG. Мастера на протяжении 25 лет занимались изготовлением музыкальных инструментов Steel Pan, изучали технологию и акустику этих инструментов. Под их руководством родилось целое семейство усовершенствованных Steelpan, которое они назвали «PANG» инструменты.

 

Однажды перкуссионист, работавший в группе PANArt, продемонстрировал индийский инструмент гхатам и выразил идею создания нового инструмента PANG семейства с резонирующим корпусом, на котором можно играть руками.

Задача состояла в том, чтобы свести резонатор Гельмгольца, звучание инструментов steel pan и сферическое расположение нот в единую музыкальную концепцию. Инструмент должен был умещаться на коленях, поэтому диаметр его уменьшился с 60 см до 50 см. Количество нот, которое возможно разместить на его поверхности, также стало меньше. Это означало, что хроматические гаммы здесь уже не подойдут, и изобретатели решили исследовать большой мир тональных систем. Спустя год работы инструмент был готов и представлен на Франкфуртском музыкальном фестивале.

Появление инструмента вызвало большой интерес и желание играть на нем у людей по всему миру.

Разработка и производство Ханга был довольно затратным и трудоемким. Над качеством материала, формированием звука и подбора настроек трудились ученые и музыковеды. Процесс азотирования стали, глубокой вытяжки, индивидуальная настройка каждого инструмента – все это в совокупности с растущим спросом сформировало высокую цену на этот инструмент.

Музыканты и изобретатели инструментов разных стран начали поиск подобного звучания.

О дальнейшем развитии истории вы узнаете в следующей статье.